Тема предназначена ЮНЫМ авторам, которые только начинают экспериментировать с ямбами-хореями и рифмовать слова. Ни в коем разе не смею давать советы уже поднаторевшим на этом поприще пользователям. Предисловие:
Я не говорю, что я гений поэзии, не пытаюсь выдать себя за вундеркинда, но все-таки, прочитав некоторые стихотворения, я решила рассказать о искусстве стихосложение то немногое, что я о нем знаю.
Вообще-то, первым делом, как мне кажется, нужно ввести понятие не рифма, а размер и ритм, ибо без рифмы стих еще можно называть стихом, а вот когда строфы лишены ритма это уже совсем не то.
Существует несколько размеров стихов.
Приведу здесь двусложные:
1) Ямб.
Знаком _ я буду обозначать безударный слог, а знаком - - ударный. Знак _._ - двусложный.
Мороз и солнце, день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелесный.
Схема:
_-/_-/_-/_-/-
_-/_-/_-/_/_-
Ну, короче, все, кто уже провел некоторое время на уроках литературы в шестом классе должны это знать.
Смысл в том, что через определенное количество безударных слогов и дет ударный. Количество безударных лучше не изменять. В ямбе сначала часто так "безударный-ударный", слоги идут парами, в каждой паре второй ударный.
2) Хорей
Ветер, ветер, ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч!
-_/-_/-_/-
-_/-_/-_/-
В хорее ударный первый слог.
Будем считать, что с самыми простыми размерами мы разобрались.
Пока вам на растерзание даем двусложные, хотя я лично люблю больше трехсложным писать.
Вводим понятие второе - рифма.
С этим просто. Все читали Незнайку, палка-селедка и все дела.
Ну, на всякий случай напомню, последние слоги рифмуемых (о как сказала!) слов должны быть сходными по звучанию. И не забываем об ударении, палка с селедкой именно из-за него и не рифмуются.
Так же хотелось бы сказать о заезженых рифмах, как то кровь-любовь.
Ну не надо этого, это сразу опускает ваши творения на уровень "ниже плинтуса".
И еще, любила-забыла, бежал-сажал, поднял-занял. Глаголы рифмовать тоже нежелательно, но все-таки простительно. Такой прием в современной поэзии считается архаичным, присущим старым-добрым временам.
Понятие третье - смысл.
Несомненно, каждое ваше стихо имеет глубокий смысл, да. Но все-таки иногда попадаются шедевры, которые как ни читай их, все равно лишены его-родимого.
Вообще, не стоит уже писать истории о несчастной любви, где кто-то там в конце погибает. Дождь-слезы-крыша/машина... Это уже все изъезжено.
Лучше напишите о чем-нибудь, что вам близко, и пусть это будет стих про желтую резиновую утку, но зато какой! С чувством, с толком, а так...
Ну и последнее - грамотность.
Элементарно, вы проявляете неуважение к себе, когда пишете неграмотно. Мы-то, читатели, все разберем, все поймем, но то, как вы относитесь к своему творчеству можно увидеть в том, насколько грамотно вы пишите. Запятые прямой показатель вашего уважения, ну а про НЕ раздельно со словами я уже молчу.
Итак, удачи.